Развитие оптимального чтения
Оптимальное чтение характеризуется тремя аспектами:
осмысленностью, выразительностью, беглостью
Выбор текста
· Текст должен быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы
· Числительных быть не должно
· Прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на 100 слов текста 8-10 прилагательных)
Упражнения для осмысления текста
· Пересказ текста· Ответы на вопросы· Составление вопросов к тексту
Выразительность чтения
Причины невыразительной речи: плохо ориентируется в тексте, имеет артикуляционные
затруднения
затруднения
Приемы для развития выразительности: многократное чтение небольшого отрывка, читать в темпе скороговорки
После такой тренировки возрастает не только выразительность, но и скорость чтения
Приемы, помогающие овладеть навыками беглого чтения
- Ежедневные частые тренировки – важна не длительность, а частота
- Самозамеры
- Чтение перед сном. Еще в далекие от нас времена говорили: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий»
Рецепт «Три отрывка ежедневно, по три раза подряд»
- Ребенок читает выбранный текст в течение минуты, при этом определяется количество слов в минуту
- Далее следует внушить мысль, что если прочитать второй раз, то результат будет лучше.
- Следует второе чтение этого отрывка, опять определяется скорость, которая действительно увеличилась.
- Теперь ребенка надо обязательно похвалить. И предложить прочесть третий раз. И конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку – скорость опять выросла
- Короткие слова надо учитывать, написанные через дефис (ну-ка, из-за), считать как два слова.
- Если в начале замера скорость мала, то надо дать ребенку «вчитаться», (т.е. «втянуться» в чтение) и только после этого проводить замер.
Если читать таким образом ежедневно по три отрывка,
то прибавка скорости чтения за две недели
составит не менее 10-15 слов в минуту.
К тому же эти упражнения дают положительный эмоциональный заряд.
Литература: В.Н.Зайцев. Резервы обучения чтению
Комментариев нет:
Отправить комментарий