«Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение»

Екатерина II

Развитие оптимального чтения

Развитие оптимального чтения

Оптимальное чтение характеризуется тремя аспектами: 
осмысленностью, выразительностью, беглостью
Выбор текста
·     Текст должен быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы
·     Числительных быть не должно
·     Прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на 100 слов текста 8-10 прилагательных) 
                                              Упражнения для осмысления текста
·    Пересказ текста·   Ответы на вопросы·   Составление вопросов к тексту
                                                  Выразительность чтения
Причины невыразительной речи: плохо ориентируется в тексте,   имеет артикуляционные
затруднения
 Приемы для развития выразительности: многократное чтение небольшого отрывка, читать в темпе скороговорки
После такой тренировки возрастает не только выразительность, но и скорость чтения
                             Приемы, помогающие овладеть навыками беглого чтения
  • Ежедневные частые тренировки – важна не длительность, а частота
  • Самозамеры
  • Чтение перед сном. Еще в далекие от нас времена говорили: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий»
Рецепт «Три отрывка ежедневно, по три раза подряд»
- Ребенок читает выбранный текст в течение  минуты, при этом определяется количество слов в минуту
- Далее следует внушить мысль, что если прочитать второй раз, то результат будет лучше.
- Следует второе чтение этого отрывка, опять определяется скорость, которая действительно увеличилась.
- Теперь ребенка надо обязательно похвалить. И предложить прочесть третий раз. И конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку – скорость опять выросла
- Короткие слова надо учитывать, написанные через дефис (ну-ка, из-за), считать как два слова. 
- Если в начале замера скорость мала, то надо дать ребенку «вчитаться», (т.е. «втянуться» в чтение) и только после этого проводить замер.
 Если читать таким образом ежедневно по три отрывка, 
то прибавка скорости чтения  за две недели 
составит не менее 10-15 слов в минуту.
 К тому же эти упражнения дают положительный эмоциональный заряд.

         Литература: В.Н.Зайцев. Резервы обучения чтению

Комментариев нет:

Отправить комментарий