«Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение»

Екатерина II

Обучение

Синквейн

Синквейн – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных
оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций
.
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «пять».
Синквейн:
·         обогащает словарный запас;
·         подготавливает к краткому пересказу;
·         учит формулировать идею (ключевую фразу);
·         позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех
Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора  к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Синквейны  на тему «Зима»

Ёлка.
Пушистая и колючая.
Стоит, радует, ласкает.
Я люблю наряжать ёлку.
Праздник.
Бочкарёва Юлия
Зима.
Снежная, холодная.
Заморозила, запорошила, заледенела.
Новый год празднуем.
Время года.
Багарядцева Настя
Снегурочка.
Красивая, весёлая.
Приветствует, веселит, радует.
Снегурочка несет радость в дом.
Подарки.
Астахова Полина
Сосулька.
Ледяная, холодная.
Тает, падает, сверкает.
Сосульки висят на крыше.
Морковка.
Тухтаев Рустам
Метель.
Холодная, суровая.
Кружиться, метёт, вьюжит.
Люблю завихрении метель.
Вьюга.
Нетецкая Дарья
Снег.
Пушистый, красивый.
Летает, радует, украшает.
Мы любим пушистый снег.
Снеговик.
Суханова Лиза
Снежинка.
Маленькая, красивая.
Падает, лежит, блестит.
Люблю наблюдать за снежинками.
Снег.
Королёва Катя
Снежинка.
Блестящая, красивая.
Летит, блестит, пушится.
Она прекрасна и легка.
Звёздочка.
Алексеев Арсений
Снежинка.
Маленькая, холодная.
Летит, лежит, украшает.
Всю землю снегом покрывает.
Волшебство.
Соколова Алина
Новый год.
Радостный, громкий.
Веселит, радует, блестает.
Праздник любимый всеми детьми.
Радость.
Мандрик Саша
Снежинка.
Белая и красивая.
Летает, кружится, тает.
Люблю падающую снежинку.
Зима.
Астанкина Анна
Снежинка.
Хрустальная, белая.
Кружится, танцует, укрывает.
Многоранник в форме звёздочек.
Кристалл.
Цапенков Женя
Снег.
Колючий, холодный.
Кружится, падает, серебрится.
Пушистый снег радует ребят.
Снежинка.
Астанкина Софья
Ёлка.
Нарядная, красивая.
Украшают, любуются, радуются.
Обожаю пушистую красавицу.
Новый год.
Бахметьев Данил
Снег.
Холодный, белый.
Падает, блести, липнет.
Люблю пушистый снег.
Снеговик.
Герасимов Денис
Снегопад.
Сильный, обильный.
Кружится, засыпает, вращается.
Люблю гулять во время снегопада.
Туман.
Золотова Лиза
Снежинка.
Холодная, блестящая.
Падает, сверкает, летит.
Мне нравятся маленькие снежинки.
Сугроб.
Лобова Кристина
Снежинка.
Хрупкая, лёгкая.
Кружит, падает и тает.
Меня радует узор снежинок.
Красота.
Терехова Ангелина
Снежинка.
Белая, лёгкая.
Летит, кружится, тает.
Снежинки меня завораживают.
Кружева.
Черепанов Максим

Снег.
Белый, пушистый.
Падает, кружится, лежит.
Я люблю снежную зиму.
Метель.
Щепелев Толя
Снежинка.
Белая, блестящая.
Летает, тает, удивляет.
Я люблю блестящие снежинки.
Узоры.
Пинягина Даша
Снежинка.
Блестящая, летящая.
Кружится, падает, лежит.
Мне нравится ловить снежинки.
Вода.
Акрамов Дима

Снеговик.
Холодный, но добрый.
Стоит, улыбается, не мерзнет.
Я люблю лепить снеговика.
Лёд.
Акрамов Дима
Сосулька.
Холодная, блестящая.
Висит, тает, плачет.
Мне нравится блестящая сосулька.
Вода.
Астанкина Анна
Мороз.
Трескучий, жгучий.
Стоит, наступает, окутывает.
Дети боятся трескучего мороза.
Зима.
Астанкина Софья



Орфография в рифмовках
        Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, 
построенные по законам ритма и рифмы с определенной дидактической целью. 
Рифмовки помогают направить  внимание детей на изучение 
орфографических явлений языка, облегчая им решение учебных задач в школе.
Чтение рифмовок дома с детьми – занятие полезное и интересное.
Преимущества рифмовок.
1.      Прежде всего это ритм на котором построены данные упражнения. Понятие ритма универсально, межпредметно. «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, когда у ребёнка возникает чувство согласованности своих  и чужих движений и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием,  у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств» - так писал о значении ритма еще в начале нашего века видный педагог Ц.П.Балталон. Рифмованные упражнения и служат действенным средством воспитания у детей чувства ритма, столь необходимого им в настоящей и будущей деятельности.
Часто при хоровой декламации рифмовок у детей наблюдаются непроизвольные ритмические движения головы, рук, плеч, лёгкое постукивание ногой под партой. Детям хочется хлопнуть  в ладоши, даже подпрыгнуть после окончания чтения. Все эти движения, естественные и разрешенные на уроке, они помогают в обучении, подтверждая наблюдения психолога Л.Выготского: «Движение ума ребёнка начинается только тогда, когда есть движение его тела, его руки».
2.Важным средством активизации процесса обучения является рифма. Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха у школьников. Становление чувства ритма как раз  и возможно на основе прочных фонематических представлений младших школьников, на основе их постоянного активного состояния и такой работы, которая строится на желании детей не только слушать, но и придумывать свои, пусть поначалу не совсем совершенные, рифмы. Подбирая их, как на музыкальные звуки на мало знакомом инструменте, школьники непроизвольно совершенствуют свой речевой слух, развивая через него чувство родного языка. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучий. К.И.Чуковский, прекрасный знаток детской речи, писал, что детей необходимо научить восприятию стиха. Незатейливые рифмовки, наряду с чтением  настоящих стихов, создают речевую среду, при которой у детей пробуждается интерес к подлинной поэзии. Пробуждение это идет через постепенное развитие речевого слуха, чувства ритма, от игры в словесные рифмы до практических действий со стихотворными учебными текстами.

Цель рифмовок -«запоминалок»: дать возможность в процессе чтения запомнить наиболее часто употребляемые слова с двойными согласными.
           Тема. Слова с удвоенными согласными
1.Элла, Нонна, Ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.

2. Анна, Римма, Эмма, класс,
Телеграмма и рассказ,
Касса, русский, группа, тонна,
Пассажир, шоссе, колонна.
3.С двойной согласной
непременно пишут:
класс, шоссе, антенна,
Килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Тема. Безударные гласные, проверяемые ударением.

1.Безударный гласный.
Трудно с ним – согласны?
Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударение:
горы, море, травы, дело,
а теперь пишите смело!
2.Горка, горочка, пригорки,
Помогите-ка Егорке,
Как писать ему слова –
На  г . ре   р . сла   тр . ва?
3.Грибная пора наступила в лесу.
Грибы в корзине из леса несу.
Вот гриб – боровик,
 вот другие грибочки.
Мы жарим, и варим,
и солим их в бочке.

Тема. Парные согласные

             Парные    согласные – самые опасные!
             Cмело слово изменяй – рядом гласный                    подставляй!
            
Вс        Вставьте буквы, не спешите,
             Что за правило скажите?
            Обе(д/т), заво(д/т), медве(д/т)ь, крова(д/т)ь,
            Отря(д/т), наро(д/т), эта(ж/ш), тетра(д/т)ь,
            Ры(б/п)ка, у(т/д)ка,гря(д/т)ка,
            Кни(ж/ш)ка и закла(д/т)ка.
            Парные согласные – самые опасные
            Если слышишь парный звук,
            Будь внимательным, мой друг!
            Парный сразу ПРОВЕРЯЙ,
            Слово смело ИЗМЕНЯЙ:
            Труд – труды, кот – коты –
            Будешь грамотным и ты!

Тема. Непроизносимые согласные

-сТн-, -зДн-, рДц-, -Лнц-, Вств-
Поздний, звёздный и окрестный,
Здравствуй, областной и местный,
Сердце, солнце и участник,
Чувство, лестница и праздник.
Научись слова читать
и запомни как писать.
-сТн-
Грустный, радостный, несчастный,
И прелестный и ненастный,
Злостный, постный, частный, местный,
Неизвестный, устный, местный.
Этих слов не забывайте.
При письме в них Т вставляйте.
-сн-
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И ужасный, и напрасный,
И чудесный, и прекрасный.
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не втавляйте.
Не чудесно и прекрасно,
а ужасно и опасно,
букву Т писать напрасно.
Вкусно, интересно.

Тема. Разделительный мягкий знак.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в словах стою друзья.
Здесь моя семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, листья и семья –
Что в них за правило, друзья?
Деревья, сучья и ручьи,
Чьи перья, крылья, воробьи.
Семья, и братья, и жильё,
Скамья, и листья, и бельё,
Колосья, вьюга и ружьё,
Варенье, пьеса и копьё –
В таких словах стою, друзья,
Я перед Е, Ё, и, Ю, Я.

Тема. Разделительный твёрдый знак
Было «сели», стало «съели»,
Догадаться вы сумели, почему случилось так?
- Кто виновник?
- Твёрдый знак!
Твёрдый знак нам нужен тоже,
 Без него писать не можем:
Съезд, съедобный, объединение,

И подъезд, и объявление.





























Комментариев нет:

Отправить комментарий